Выбор студийного микрофона
Идеального микрофона для записи вокала не существует. Каждая песня, каждый исполнитель, каждый музыкальный жанр нуждаются в индивидуальном подходе. В любом случае на этот процесс влияет множество факторов: сила голоса, его подача, тембр, характер звучания, сама манера исполнения, особенности строения голосового аппарата и наличие дефектов . На выбор микрофона также могут повлиять личные предпочтения исполнителя.
Конденсаторные микрофоны
В эстрадной музыке для записи сольного вокала в студии, при выборе микрофона предпочтение отдается конденсаторным с большой мембраной. Располагаются они близко ко рту.
Конденсаторные микрофоны с меньшей мембраной выдают менее окрашенный звук (наиболее заметно это в низких частотах), который лучше всего использовать при записи бэк-вокала. При этом желательно, чтобы был установлен поп-фльтр.
Общепризнанные модели микрофонов для записи студийного вокала – Neu?mann U47 (U87), Neumann TLM 193, AKG C12 (C414) и Audio-Technica AT 4050. Так же возможно использование более старой модели, например AKG С414, Neumann 57 — проверены временем, отлично передают широту и глубину тембра голоса.
Кстати, Neumann U 87A — хоть и современный , но менее универсальный и более острый, жесткий и сухой по звучанию. Низкие частоты передает меньше, а высокие больше.
Ламповые микрофоны
Данный вид микрофонов считается одним из лучших для записи голоса, т.к. придает вокалу «теплое» и насыщенное звучание.
В настоящее время интерес к ламповым микрофонам очень велик, причем фирмы-изготовители стараются добиться именно «старого лампового» звучания, поэтому ламповые микрофоны почти не отличаются от своих предшественников 40-х годов. Даже сейчас наилучшей характеристикой современного студийного микрофона является «теплый»ламповый звук.
Neumann U 48.- пожалуй самый популярный и универсальный из всех моделей ламповых микрофонов.
Neumann 57 – дает приятный и естественный верх, а также теплую середину.
Ленточные микрофоны
RCA 77 и RCA 44 — самые популярные ленточные микрофоны – передают теплый и живой вокал, но имеют пару существенных недостатков. Эти микрофоны очень дороги по цене и к тому же хрупки, они не выдерживают сильных перегрузок и падения. При этом сам микрофон не очень чувствителен к восприятию звука, поэтому от вокалиста потребуется хорошая голосовая подача.
В нынешнее время ленточные микрофоны все чаще применяются для записи джазового пения, а также могут стать удачным решением при записи эстрадного исполнения.
Динамические микрофоны
Модели динамических микрофонов Beta 58A, Shure SM57(58) — стали традиционными для живого исполнения непосредственно перед зрителем. В самой же студии их тоже часто используют для создания образа «концертного» звучания. Этими микрофонами отлично передается агрессивность вокала, например в стиле «реп» и «панк». К тому же и сам исполнитель таких стилей, не захочет спокойно стоять возле микрофона – ему необходима свобода движений, и зачастую такая импульсивность приводит к задуванию и «заплевыванию» мембраны микрофона. В такой ситуации использование дорогого сверх-чувствительного микрофона будет просто не целесообразно. Единственным разумным решением является применение динамического микрофона из-за его дешевизны и способности выдерживать значительные перегрузки.
Классификация микрофонов по типу направленности:
Ко всему прочему, важно правильно выбрать тип направленности студийного микрофона. В небольших помещениях чаще всего используются микрофоны с кардиоидными характеристиками (узконаправленные) из-за их способности игнорировать нежелательные звуковые отражения от стен комнаты, в которой производиться запись. Тембр исполнителя передается насыщенным и ярким, т.к. ось кардиоидного микрофона направлена непосредственно в рот вокалиста.
Используются также круговые (всенаправленные) микрофоны. Звучат они менее окрашено, но более натурально по сравнению с узконаправленными, особенно в тех случаях когда вокалист поет немного в нос. При этом микрофон дополнительно пододвигают чуть ближе к нему. Это дает то же соотношение прямого и отраженного звука, но при более лучшем общем передаваемом звучании.
Бинаправленный микрофон (восьмерка) с его тыльной стороны воспринимает ранние сигналы отраженные от стен, что придает голосу эффект пространственной обработки дополнительный объем . Данные микрофоны редко применяются. Лучше всего их использовать для записи двух вокалистов или бэк-вокала.