Мажорные и минорные тональности:
Два аспекта, касающиеся звучания мелодии в одной и той же тональности, называются ладами: мажорным и минорным. Вспоминая строение диатонической мажорной гаммы (смотрите рис.11), обратим внимание, что интервал в два целых тона между тоникой и медиантой (называется мажорная терция) определяет звучание всей гаммы.
Начиная с VI ступени мажорной гаммы, мы получим новую гамму с другим соотношением интервалов: в частности, интервал между тоникой и медиантой (минорная терция) будет составлять полтора тона и определять полученную гамму как натуральную минорную.
Интервал между VII и VIII ступенями будет похож на соответствующий интервал в мажорном ладу (полутон), если изменить ноту Соль на Соль-диез, соответственно мы получим так называемую гармоническую минорную гамму.
Чтобы изменить звучание, уменьшая интервал в полтора тона между VI и VII ступенями, мы можем получить звучание мелодической восходящей минорной гаммы: она отличается тем, что исполняется со знаками альтерации только в восходящей фазе и как натуральная минорная в нисходящем движении.