Каждый гитарист рано или поздно приступает к разбору любимых композиций, либо с помощью более опытных гитаристов (музыкантов) или самостоятельно — полагаясь на собственный музыкальный слух.
Эта статья для тех, кто уже научился уверенно брать простые аккорды, а также на баррэ, умеет свободно играть несколькими видами гитарного боя, перебора и научился настраивать гитару. Новичкам будет полезно ознакомиться с данным материалом для общего понимания.
Для себя я уже давно решил, что самостоятельный разбор песен — это самый быстрый и в то же время сложный путь к развитию музыкального слуха. Поэтому, стараюсь чаще отталкиваться от своего мнения и личного восприятия музыки. Без ошибок, конечно же не обойтись, но оно того стоит.
На личном опыте — набитых шишках, свежих шрамах оставшихся от общения с другими гитаристами вывел следующие 4 пункта, которые помогут внести ясность в этом интересном и полезном занятии.
Как самому разобрать песню под гитару?
1. Проверка правильной настройки гитары.
Многие скажут, что это банально, но бывает зачастую так, что самые простые и примитивные вещи незаметно уходят на второй план. Более того, от правильной настройки гитары напрямую зависит качество разбора.
2. Игра под звучащую необходимую композицию.
Пожалуй, это самый интересный и емкий пункт. И конечно же, тут все основано на качестве музыкального слуха. Результат здесь зависит только от того, на сколько часто гитарист занимается разборами песен, а где-то и от упрямства характера. Одно вытекает из другого. Некий замкнутый круг. Получается, что нужно молча брать и делать!
Как правило все музыканты настраивают свои инструменты под камертон — нота ми (E) на фортепиано (не помню какой октавы ), собственно для этого и нужно настраивать правильно свою гитару (тюнер-онлайн).
Когда она звучит в унисон с воспроизводимой через динамики композицией, то гораздо легче снять аккорды, а также подобрать более точный способ извлечения струн.
а) Находим тональность песни, перебирая главные аккорды тональностей под первую строчку песни. Найдя ее, можно быстрее выстроить всю цепочку аккордов композиции, т.к. любая тональность состоит из определенных аккордов. Тот, кто уже разобрал пару десятков песен, тот наверняка заметил это и без нудной теории.
Также проще услышать существующий переход (модуляцию) из одной тональности в другую.
Например, через разбор композиции «ПОРА ДОМОЙ» (Сектор Газа) можно научиться это слышать и в других песнях.
б) Определяем темп и ритм композиции. Ритм нужен для подбора гитарного перебора или боя. Темп — для необходимой скорости игры.
- Как подобрать гитарный бой, перебор?
— Находим сильные доли песни отбивая невидимый барабан, тем самым определяем границы ритма. И учимся находить акценты. На сильных долях они в любом случае есть, но бывают и на слабых. Отлично в этом помогают хорошо слышимые басовые партии гитары и ритм ударных (если есть).
Как говорилось выше, сначала следует определить ритмический рисунок. Для этого нужно понять под какой устный счет звучит композиция, который должен находиться между сильными долями. Но как показывает личный опыт, все постигается на практике! Я конечно объясняю все «на пальцах» — без углубленной теории музыки, в которой необходимо знать и учитывать размеры (такты) и длительности ударов… Для лучшего восприятия добавил примеры песен.
Для начала возьмем такой равномерный счет: раз-два-и повтор… (если выразиться еще проще: тум-ба-тум-ба…)
— на гитаре играется либо щипком струн: бас-(3+2+1)— повтор… Например:
«ГУЛЯКА» (на стихи Есенина)
«ЕСЛИ У ВАС НЕТУ ТЕТИ» (их х/ф «Ирония судьбы»)
— можно и боем: вниз-вниз-… (первый удар по верхним струнам — большим пальцем, второй по нижним — указательным). На примере:
«ВЕСЕЛЬЕ У КОСТРА» (Дмитрий Доценко)
Следующий счет: раз(в акценте)—два-три— повтор… (напоминает ритм вальса: бум—пам—пам—бум-пам-пам-…). Песен с этим ритмом довольно много.
— Под него можно сыграть боем: вниз(в акценте)—вниз(быстро)-вверх(быстро)-вниз- повтор… (Все движения необходимо подгонять под счет проговариваемый устно).
— Можно щипком: бас—(3+2+1)-(3+2+1)- повтор… или: бас—3-(2+1)-…
— Или перебором «шестеркой»: бас-3-2-1-2-3-… (за 1 ход перебора счет пройдет 2 раза или играется под такой ритм: бум-пам-пам-пам-пам-бум-… на каждый стук — 1 звук перебора).
Примеры песен:
«ПРОГУЛКИ ПО ВОДЕ»(«Наутилус Помпилиус»)
похожий счет: раз(в акценте)-два-три(в акценте)— повтор… В роде бы те же 3 стука, но акцент на третьем дает нам ритм конного забега (ты-га-дын—ты-га-дын…).
— подходит уже следующий бой: вниз(в акценте)-вверх(быстро)-вниз(в акценте) —повтор…
Примеры песен:
Счет: раз(в акценте)-два—три—четыре— повтор… (Точный ритм. стук под каждое движение боя: пам—па-пам—па-па-пам— повтор…)
— Тут лучше всего идет бой с народным названием «шестерка»
вниз(в акценте)-глушить—вверх—вверх-глушить-вверх-…
(ПЕСНИ ПОД ГИТАРУ ПОД БОЙ «ШЕСТЕРКУ»).
— Или перебор «восьмерка»: бас-3-2-3-1-3—2-3-... (за 1 стук счета — играется 2 звука перебора):
— Встречается и такой: бас-3-(2+1)—3-… Подходящая композиция:
— Под него идет еще 1 распространенный бой — «четверка»:
вверх(в акценте)-вверх-глушить—вверх—-... Примеры песен:
А вот например эти песни:
«БЫЛО ЭТО НЕ ТАК УЖ И ДАВНО» (Дворовая)
«МИЛЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ГЛАЗА» (Армейская)
— склоняются к такому ритму: пам—па-рам—па-рам-пам—па-ра-ру-ра— повтор….Под него нужно играть более сложным боем:
вниз—вверх-вниз—вниз-вверх-вверх—вниз-вверх-вниз-вверх-…
Похожий ритм и в песне: «ВЫХОДА НЕТ» (Сплин)
Только некоторые движения боя имеют другое направление :
вниз-вниз-вниз-вверх-вверх-вниз-вниз-вверх-вниз-вверх- повтор…
может встретиться ритм еще сложнее:
пам—па-рам-пам—па-рам-пам—па-ра-ру-ра-ру-
вниз—вверх-вниз-вверх—вниз-вверх-вверх—вниз-вниз-вверх-вниз-вверх-…
Бывает так, что композиция играется в довольно быстром темпе и может показаться, что звучит под счет: раз-два- , а количество движений боя почему-то слышится больше, чем хотелось… На сам деле она идет под быстрый ритм:пам—па-пам—па-па-пам-…и играется под бой — «шестерку» без глушения в быстром темпе… Примеры таких песен:
«ПЕСНЯ ДРУЗЕЙ»( из м/ф «Бременские музыканты»)
— есть песни, которые явно играются таким перебором: бас+(2+1)-3-…
Напрашивается ритм: пам-бам—… а вот при переходе на бой, уже просится другой: пам—па-ра-ру-ра-ру-…, поэтому лучше сыграть:
вниз(продолжительно)-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх- и заново..
Конечно же, при выборе того или иного способа игры нужно равняться всегда на оригинальную композицию. Но не будет грубой ошибкой, если сыграть не совсем точные движения боя при этом точно попадать под ритм песни.
3. Запомнить или записать чередование подобранных аккордов, боя, перебора. Отдохнуть, затем повторить шаг-2.
Дело в том, что во время поисков нужного аккорда — неоднократного проигрывания определенной части композиции, возникает эмоциональное напряжение, которое приводит к общей усталости и притуплению слуха. В следствии чего можно сделать неточный подбор аккордов и метода игры… После хорошей передышки следует повторить шаг 2 еще раз.
4. Если разбор песни уже существует (в интернете либо еще где), нужно сравнить его со своим.
Это полезно для тех, кто только-только начинает разбирать песни. И в любом случае это придает уверенности, потому что есть на что равняться. Если найдутся разногласия, то будет лишний повод задуматься (необязательно что вам ).
Сложные мелодии и композиции на слух могут разобрать только те, у кого слух абсолютный, а таковых мало. Поэтому, если что, придется искать готовые табы или табы-gtp нужных песен.
Существуют программы, которые помогают в подборах композиций. Например Transcribe 8.21 (позволяет замедлять аудио-трек). Сам я ей не пользуюсь, поэтому большего по ней сказать не могу.