Запись вокала — один из самых частых занятий звукорежиссера, поэтому он просто обязан хорошо разбираться в вокальном исполнительстве и особенностях голосовых качеств певца.
Специфика вокала помогает звукорежиссеру легко находить общий язык с исполнителем, чтобы совместными усилиями достичь лучшего результата. Для певцов, особенно начинающих, запись в студии похожа на стрессовую ситуацию, из-за того, что нет слушателей, акустика непривычна, порой даже нет и аккомпанирующего состава. Скорее всего поэтому мастерство исполнителя больше всего проявляется при студийных записях. Для звукорежиссера так же как и для певца, этот процесс является одновременно и очень сложным, и параллельно очень интересным.
Выбор помещения
Для записи вокала в студийных условиях как правило создается акустическая среда без реверберации. Помещение должно быть оформлено правильно с точки зрения акустики. Для избавления от реверберации обычно используют специальную кабинку — отдельный вокальный бокс, обитый материалами гасящими звуковые отражения, и позволяющую зафиксировать голос в его истинном звучании. Преимущество такой записи состоит в том, что не приходиться заниматься сопряжением искусственной и естественной реверберации.
Если помещение не имеет специальной акустической обработки, следует максимально минимизировать ее влияние на вокал. Известно, что микрофоны воспринимают не только прямой звук вокала, но и его отражения. Поэтому так важно пространство за спиной у певца. Можно снизить влияние комнаты, если поставить микрофон подальше от стен и окон или расположить экраны (звукопоглощающие щиты) по боками и сзади вокалиста и микрофона.
Звукопоглощающий щит выполнен из плотного деревянного каркаса, который имеет две стороны. Одна состоит из поглощающего материала (вата, ковролин), другая – из отражающего (линолеум, дерево). Во время записи экраны нужно располагать за спиной певца (так как в ту же сторону направляется и микрофон) и повернуть их поглощающей стороной к нему.
Если нужно подчеркнуть реверберацию (например, для звукового спецэффекта), можно добавить искусственную реверберацию, которая может быть стереофонической и придавать голосу дополнительный объем и глубину.
К тому же можно поставить микрофон в контрольной (аппаратной) комнате. Это необходимо при записи в домашних условиях ( также и студиях), в которых нет изолированного вокального помещения. К тому же есть случаи, когда популярные исполнители, не могущие пожаловаться на недостаток персонала или помещений в собственных студиях, частенько записываются именно в аппаратной комнате.
Идеального микрофона для записи вокала не существует. Каждая песня, каждый исполнитель, каждый музыкальный жанр нуждаются в индивидуальном подходе.
В любом случае на этот процесс влияет множество факторов: сила голоса, его подача, тембр, характер звучания, сама манера исполнения, особенности строения голосового аппарата и наличие дефектов .
На выбор микрофона также могут повлиять личные предпочтения исполнителя. При наличии нескольких микрофонов, следует провести также несколько пробных записей вокала: разные микрофоны последовательно на несколько треков. При дальнейшем прослушивании звукорежиссер выявляет, какой из них лучше всего подходит голосу конкретного певца.
В профессиональной студии для записи вокала используются самые качественные (дорогие по цене) конденсаторные микрофоны. Но и с менее дорогими моделями (порой даже и с динамическими) можно добиться довольно хороших результатов, в зависимости от поставленной задачи.
Для чего нужен «паук»?
Во время записи вокала, певец частенько перетаптывается с места на место или топает ногой в такт музыке, в следствии чего создается вибрация пола, которая передается на микрофонную стойку. В конечном итоге все эти лишние звуки будут присутствовать в записи. Поэтому между стойкой и микрофоном устанавливают подвес — паук, конструкция которого позволяет погасить любые создаваемые вибрации, которые могут передаться на микрофон.
Применение ветрозащиты
При записи вокала необходимо всегда использовать «поп-фильтр» (ветрозащитный экран). Он предохраняет от резких звуков (по-английски и есть -«pop»), которые возникают при неаккуратном произношении твердых согласных «б» и «п», а с ними зачастую практически нереально бороться в процессе микширования треков. Ко всему прочему, экран позволяет удерживать наиболее импульсивных вокалистов от слишком сильного приближения к студийному микрофону. Тем самым защищая его мембрану от окисления, которое возникает после попадания на нее брызг слюны певца.
Но не стоит забывать о защитном экране, который тоже требует частой очистки от все той же слюны, а иногда даже от губной помады.
Следует знать и помнить, что существующие поролоновые ветрозащитные экраны, применяемые в репортажной и концертной практике, малоэффективны в студии для записи вокала.
Стереофоническая запись вокала
Вокал как правило записывается одним из существующих способов записи: моно или стерео (XY, MS). Любая стереосистема позволяет расширить голос певца в рамках своей стереобазы. В итоге, его голос звучит объемнее, «жирнее», но тут еще многое зависит от акустического пространства.
XY-технология:
Микрофоны ставят в одну вертикальную линию один над другим, в таком случае их оси максимальной чувствительности находятся под углом 90° по отношению друг к другу. Данную систему стереофонии также можно реализовать с помощью одного стерео-микрофона.
MS-технология:
Сегодня этот способ не очень часто используется при записи эстрадных групп, но отлично подходит для записи акустических инструментов. Поэтому в современных пультах редко встречается преобразователь для MS-записи. Фактически MS-технология позволяет точно захватить звуковую атмосферу акустического пространства. С использованием этой технологии в 50-60-х годах были записаны многие джазовые и классические коллективы. Даже по современным меркам они звучат очень интересно.
Дело в том, что для MS-записи не подходит полностью заглушенная студия (помещение). Скорее наоборот, нужен просторный зал, который бы имел свое собственное звучание.
И все таки, наиболее распространенной является монозапись, потому что вокал — это точечный исходящий звук, который имеет узкую направленность.
Мониторинг стереозвука:
Вокалист для данной задачи одевает профессиональные стерео наушники, как правило закрытого типа, стенки которых позволяют максимально сохранить звук идущий от динамиков внутри чашек. Таким же образом они предохраняют от проникновения посторонних звуков из вне. Получается своего рода, как индивидуальная шумоизоляция, которая помогает вокалисту сконцентрироваться и не допустить ошибок во время пения.
В тоже время оператор за пультом выводит звук уже для себя, через акустическую систему, тем самым воспринимая более объемный микс. Поэтому качество мониторов должно быть на достойном уровне. Для того чтобы слышать весь спектр выводимого сигнала, используется 3-х полосная акустическая система, которая позволяет воспроизвести низкие, средние и высокие частоты разными динамиками.