Диапазон голоса. Регистры голоса.
Диапазон голоса певца в среднем бывает от двух с половиной до трех октав.
Диапазон в 3 октавы от ноты Ре до следующей Ре (пример):
1. Основной регистр — самый удобный для пения,т.к его октава находится в привычном, речевом диапазоне.
Самая верхняя октава, всего диапазона голоса, считается фальцетным регистром.
2. Переход в фальцетный регистр (головной)
Отступив вниз примерно на октаву от верхнего предела диапазона голоса – возникает так называемая переходная нота, соединяющая головной регистр с основным. Практика показывает, что поднимаясь до этой ноты, у вокалиста появляется заметное напряжение в голосе (ведь эта самая высокая нота при грудном звукоизвлечении) и в такой момент чаще поют только самим горлом (фальцетом), без работы диафрагмы, поэтому голос звучит не естественно и расходуется очень много дыхания и соответственно сил. Так уж устроены наши голосовые связки.
Упражнение:
Задача заключается в том, чтобы незаметно для чужих ушей пройти этот переход между двумя регистрами (основным и головным).
И чтобы этому научиться мы сейчас сделаем упражнение в котором нужно плавно и ровно проскользить голосом целую октаву (например, от ноты Ля до следующей Ля), тем самым стараться спрятать переходную ноту сделав регистры похожими друг на друга.
Две ноты Ля с интервалом в октаву (3 струна 2 лад и 1 струна 5 лад):
Пример с голосом:
Когда вы станете уверенно петь данное упражнение, переходите на следующие ноту по диапазону вверх, т.е от Ля-диез до Ля- диез через октаву (один лад на грифе гитары от каждой ноты, а значит 3 струна 4 лад и 1 струна 6 лад ).
3. Переход в басовый регистр:
Отступив вниз на две октавы от верхнего предела диапазона голоса мы попадаем в басовый регистр и также наш голос ощутит следующую переходную ноту соединяющую два регистра (основной и басовый). Эта нота тоже будет звучать не уверенно и не устойчиво.
Делаем упражнение похожее на первое, только с заметно низкими нотами в голосе:
Пример:
От ноты Ми до Ми через октаву:
Переходим голосом от одной ноты Ми к другой Ми и возвращаемся обратно:
Не забываем во время тренировок следить за работой диафрагмы и присутствия звука впереди.