Учимся петь высоко
Голос находящийся выше диапазона обычной речи, называется фальцетом ( с итал. сл. falso — ложный). Данное звучание имеет заметное отличие от звука грудного голоса.
Существует миф о том, что высокие ноты музыки могут «брать» лишь избранные природой люди. Это не так.
Небольшая теория:
1. Да, привычнее и удобнее петь в речевом диапазоне, т. к. это родное состояние нашего голоса. Поэтому, очень много песен сочиняется без высоких нот. Но в композициях посложнее, композиторы которых не довольствуются одной октавой, побуждают к развитию вокальных данных исполнителя. Конечно же такие певцы есть.
Если сравнить фальцет с головным тренированным звуком голоса – картина напомнит басню Крылова «Слон и моська» — уж слишком явное различие. Но если фальцет «поставить» на опору дыхания и как бы смешать его с грудным регистром, то получиться более красивый звук, называемый микстом.
Достижение лучших вокальных данных может быть осуществимо каждым, если есть целеустремленность и немного терпения.
2. «Верхний» голос осуществляется голосовыми складками, которые находятся в нестандартном – растянутом состоянии, таким образом, они способны к вибрациям с большей частотой, чем обычно. Это и дает фонацию высоких звуков.
Задача начинающего вокалиста заключается в развитие способности плавно соединять речевую часть своего голоса с фальцетной, т.к участок перехода голоса на высоте, по своей природе, происходит быстро и скачкообразно.
Небольшая практика:
Определяем «размер» своего фальцетного диапазона:
В технике легато ( — плавный переход от звука к звуку без пауз), полутонами, поднимем свой голос вверх до ощутимого напряжения и неудобства. Это говорит о переходе к следующему важному участку, который отделяет фальцетный регистр голоса от свистокового – более высокого.
Это вершина вашего фальцета.
А теперь от ноты 1-го переходного участка, который находится между фальцетным и речевым диапазонами, опускаем голос вниз, также полутонами в технике легато до исчезновения фальцета в голосовых складках.
Это и есть нижняя часть вашего фальцета.
Картинка — пример «размера» фальцетного диапазона сопоставимая с клавиатурой фортепиано, где октава может быть любой:
Отсюда мы можем видеть, что регистры голоса накладываются друг на друга, что и дает певцу возможность незаметно соединять свой речевой (грудной) регистр с фальцетным (головным), получая красивый тембровый голос.
Участок наложения регистров, в вокале называется «средним регистром». Это важный и значимый участок нашего голоса и важно научиться им владеть, т.к это зона перехода от грудного голоса к головному.
Для развития среднего регистра необходимы специальные ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Данная статья – общий «рерайт» статей с сайтов специализирующихся на развитии вокальных данных.
Для лучшего понимания и усвоения данной темы нашел в интернете краткий, но очень полезный видео урок:
До встречи на nagitaru.ru!