Интервалы:
Интервалы — представляют собой расстояние между двумя нотами.
Расстояние между нотами До и Фа соответствует интервалу, называемому КВАРТОЙ, поскольку содержит четыре ноты До — Ре — Ми — Фа.
Интервалы определяются не только количественно, но и качественно, и всего таким образом получается пять категорий интервалов:
Чистые интервалы
Большие интервалы
Малые интервалы
Уменьшенные интервалы
Увеличенные интервалы
Наблюдая за приведенными примерами, вы можете заметить, что мажорная гамма, начиная с тоники, представлена четырьмя большими интервалами(До — Ре, До — ми, До — Ля, До — Си) и тремя чистыми интервалами (До — Фа, До — Соль, До — До).
Также можно заметить, что малые интервалы соответствуют большим интервалам, пониженным на полтона (знак бемоль), под уменьшенными интервалами будем понимать чистые и малые интервалы, также пониженные на полтона.
Напротив, увеличенные интервалы представляют собой большие и чистые интервалы, повышенные на полтона.
Эти интервалы могут распространяться и за пределы одной октавы:
НОНА — интервал, состоящий из октавы и секунды (До — Ре следующей октавы).
ДЕЦИМА — интервал, состоящий из октавы и терции (До — Ми следующей отавы).
УНДЕЦИМА — интервал, состоящий из октавы и кварты (До — Фа следующей октавы).
ДУОДЕЦИМА — интервал, состоящий из октавы и квинты (До — Соль следующей октавы).
ТЕРЦДЕЦИМА — интервал, состоящий из октавы и сексты (До — Ля следующей октавы).
Теперь рассмотрим интервалы, расположенные в порядке повышения звуков:
интервал До — Фа образуется из четырех ступеней (До — Ре — Ми — Фа). Если мы захотим оценить интервал До — Фа в порядке понижения звуков, то он будет состоять из пяти ступеней (До — Си — Ля — Соль — Фа).
Обращением интервалов называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым. увеличенный уменьшенным, и наоборот.