Тональность

основы теории музыки

Тональность:

Тема интересная и сложная, так-как включает в себя много музыкальных терминов и требует знаний  прошлых уроков.

Совокупность нот одной гаммы можно изменять, принимая за образец диатоническую мажорную гамму (смотри рис. 11), которая обозначает тонику или основной тон данной гаммы. Таким образом, нота, которая определяет гамму, становится своего рода тоническим центром.

Все это объясняется на следующем примере:

Предположим, что отрывок представлен в тональности соль — мажор, это означает , что роль ноты соль наиболее важна в произведении, с нее начинается серия из восьми нот, составляющих октаву в тональности соль — мажор, со всеми необходимыми знаками альтерации и соблюдением интервалов, свойственных мажорной гамме.

Для обозначения тональности на нотном стане используется  группа знаков альтерации сразу после нотного ключа в начале нотной строки: таким образом, каждая нота будет повышаться или понижаться в соответствии со знаками альтерации.

В отрывке приведенном на рис. 12, все ноты Фа будут преобразованы в Фа — диез.
Чтобы определить все возможные знаки альтерации, свойственные каждой тональности, будет достаточно построить, начиная с каждой ноты, все возможные мажорные гаммы —  согласно приведенной ниже модели: таким образом мы получим серию тональностей, использующих только диезы, и другую серию, использующую только бемоли. Рис. 13

Основы теории музыки. Тональность

Основы теории музыки. Тональность

Теперь давайте сгруппируем все знаки альтерации, которые могут быть поставлены после ключа Соль

Если сравнить гамму До-мажор (ДоРеМи ФаСольЛяСиДо) с первой гаммой с одним знаком альтерации ( а это будет гамма Соль мажор: СольЛя СиДо РеМиФа-диезСоль, будет заметно, что начиная с доминанты До, или Соль, получим новую гамму, в которой знаки альтерации будут более заметны…

Применим этот принцип к отрывкам на рис.13, чтобы вывести следующее правило: с V ступени каждой гаммы можно построить новую, и для этого нужно больше на одну ноту со знаком альтерации — по сравнению с предыдущей; эта последняя нота всегда будет заметна.

Рассмотрите тональности со знаками диезов, а затем проанализируйте тональности со знаками бемолей:

На примере сравнения гаммы Фа с гаммой До- мажор (ДоРе МиФаСольЛяСиДо) можно заметить, что субдоминанту (IV ступень) новой гаммы необходимо понизить на полтона знаком бемоля.

И этого следует, что субдоминанта каждой гаммы (IV ступень , если считать снизу вверх, и V ступень, если считать сверху вниз) понижается на полтона при помощи знака (бемоль) по сравнению с предыдущей гаммой.

А теперь глядя на 2-ю часть рис. 13, сгруппируем  все знаки альтерации, которые становятся после ключа Соль.

Можно добавить также то, что если посмотреть на гаммы До-диез и До-бемоль, то мы увидим, что все ноты имеют знаки альтерации.

Гаммы: До-диез и До-бемоль

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ >>>

Поддержи сайт через сбер: 2202200980058711